
В августе 2023 года российская культурная сцена потеряла двух гигантов: Юлия Борисова, заслуженная актриса Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова, скончалась 8 августа в Москве в возрасте 98 лет; почти одновременно ушла из жизни Вера Васильева, бессменная звезда Московского театра сатиры. Их уход ознаменовал конец эпохи, когда советское театральное искусство держало публику в плену.
Родилась 17 мартa 1925 года в Москве в семье служащих Константина Ивановича и Серафимы Степановны. Окончила Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина в 1947 году под руководством Веры Константиновны Львовой. Тот же год её приняли в труппу Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова, где она дебютировала ещё будучи студенткой.
За 75 лет в стенах Вахтанговского театра Борисова сыграла более ста ролей, от Шекспира до Горького. Культовым стал её образ Турандот – роль, унаследованная от Цецилии Мансуровой, которую она воплотила с неподдельной королевской грацией. Параллельно актриса пробилась в кино и телевидение, появляясь в «Варшавской мелодии» и «Иркутской истории». Ее называют актрисой‑универсалом: от страстных романтических героинь до народных персонажей.
Коллеги вспоминают её как надёжного партнёра. С Василием Лановым, Юрием Яковлевым и Михаилом Ульяновым она создавала дуэты, ставшие частью легенды арбатского театра.
«Юлия была словно живой музыкальный инструмент – когда выходила на сцену, всё вокруг звучало по‑новому», – отмечает ныне́шний режиссёр Римас Туминас, с которым она недавно работала над «Пристанью» и «Евгением Онегиным».
Вера Кузьминична родилась в 1927 году в коммуналке на Чистых прудах. Во время Великой Отечественной войны работала фрезеровщицей на заводе, спасалась от бомбардировок в метро и всё же нашла силы поступить в Городское театральное училище при Театре революции в 1943 году, отказавшись от эвакуации.
С 1945 по 2020 год почти без перерыва выступала в Московском театре сатиры. Её сценический язык отличался особой драматической интонацией, способной вытягивать смысл из самых простых реплик. В роли «Сестры» в «Трёх сестрах» она заставляла зрителей плакать от смеха и одновременно чувствовать боль персонажей.
По словам Вадим Верник, «Вера была открытой, но в то же время очень избирательно пускала в свою жизнь людей». Его воспоминания о ней полны тёплых кадров: когда в их совместной передаче она, улыбаясь, произносила «мальчики мои», всё студио наполнялось атмосферой материнской заботы.
Тележурналист, известный своими интервью со старшими актёрами, долгое время следил за карьерой обеих звёзд. В недавнем выпуске он сказал: «Я видел Юлию в своих детских годах, когда на сцене Вахтанговского театра ставили «Антонию и Клеопатру». Её образ был настолько убедительным, что я до сих пор слышу шёпот её голоса в коридорах театра». Он добавил, что Васильева «умела брать зрителя за руку и вести его через горести и радости, оставляя после каждой постановки частичку себя».
Верник подчёркивает, что, несмотря на внешние различия, обе актрисы были «антиподами». «Юлия казалась закрытой, а Вера - откровенной. На деле обе хранили свои тайны, открывая их лишь тем, кому действительно доверяли», – объясняет он.
Театральные критики сравнивают их уход с закрытием последней главы великой книги. По мнению известного театрального историка Алексея Курцева, «Борисова олицетворяла советскую традицию грандиозного эпоса, а Васильева – советскую сатиру, умеющую высмеивать общество, но не разрушать его». Их исчезновение оставило вакуум, который молодые актёры пока заполнять только пытаются.
Сейчас в Вахтанговском театре планируют посвящённую Юлии выставку «Турандот: 75 лет наследия», а в театре сатиры открывают фонд «Вера Васильева», призванный поддерживать молодые таланты в жанре сатиры.
Московские культурные организации уже готовят серию мероприятий. Архив Вахтанговского театра оцифровывает записи выступлений Борисовой, а театр сатиры выпускает книгу воспоминаний, в которой коллеги делятся личными историями о работе с Васильевой. По словам директора театра сатиры Ивана Петрова, «мы обязаны передать молодому поколению то, что они создали: искренность, мастерство, честность перед зрителем».
Для поклонников остаётся лишь смотреть старые записи, перечитывать интервью и, конечно же, слушать рассказы тех, кто их знал лично. Как подчёркивает Верник, «их голоса ещё долго будут звучать в зале, даже если их уже нет».
Юлия Константиновна Борисова умерла 8 августа 2023 года в Москве. Ей было 98 лет.
Вера Кузьминична Васильева выступала в Московском театре сатиры 75 лет, начиная с 1945 года и до своей смерти в августе 2023 года.
Среди высших государственных наград – звание Героя Социалистического Труда (1985), звание Народной артистки СССР (1969), Государственная премия РФ (1995) и премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1969).
Верник подчёркивает, что Борисова была закрытой, но глубокой личностью, а Васильева – открытой в публичном образе, но всё равно избирательно впускала людей в свой внутренний мир. Обе отличались добротой, интеллигентностью и моральными принципами.
В Вахтанговском театре готовят выставку «Турандот: 75 лет наследия», а театр сатиры создал фонд «Вера Васильева», который будет финансировать молодых актёров‑сатириков. Кроме того, идут работы по оцифровке архивных записей.
Работаю журналистом и обожаю писать о последних новостях России. Стараюсь привлечь внимание к важным социальным и политическим вопросам. Моей целью является предоставлять читателям объективные и точные новости. В свободное время занимаюсь чтением и фотографией.
Написать комментарий